Биографическая драма Дитера Бернера рассказывает о жизни венского художника-экспрессиониста Эгона Шиле. Лента получила название в честь его одноименной картины Смерть и девушка. Фильм удостоился 5 номинаций на Austrian Film Award и был награжден премией за лучшую женскую роль.

Мне удалось пообщаться с Дитером Бернером. Милый 72-летний режиссер с “искрой“ в глаза вспоминал о том, как был хиппи, жил в свободных отношениях и пытался создать новый мир. Что общего у Бернера и его главного героя фильма - художника Эгона Шиле, читай в интервью.

Ваш фильм выбрали для открытия Недели австрийского кино в Украине. Как бы вы охарактеризовали австрийское кино в сравнении с американским, британским, французским и тд.?

– Самая большая разница между американским кинематографом и европейским (австрийским в том числе), то, что есть государственные инвестиции. В Австрии не бывает такого, чтобы деньги, которые приносит фильм, были больше инвестированных средств в картину. Поэтому цель наших фильмов скорей культурная, чем экономическая.

И так как Австрия очень маленькая страна, нам важно через кинематограф показать всю ее красоту остальному миру. Особенно это становится возможным благодаря международным  фестивалям, на которых мы представляем австрийские фильмы.

Фильм Эгон Шиле: Смерть и девушка собрал хорошие деньги в прокате и около сотни тысяч человек просмотрели эту картину. Это очень хорошие цифры для нашей страны, это успех среди зрителей. Но при этом сборы в прокате меньше, чем средства, потраченные на создание.

Фильм показали в 30 странах за пределами Австрии: Германия, Франция, Италия, Испания, Чехия,и другие страны. Даже в Японии сейчас фильм вышел в прокат.

Это ваш первый визит в Украину? Какие впечатления от Киева?

– Это очень интересный и странный город. Для меня странная архитектура, широкие улицы... И чем-то напоминает Америку. Пробки на дорогах и много рекламы... Очень живой город, мне это понравилось.

Австрийский режиссер Дитер Бернер: Киев чем-то напоминает Америку
Австрийский режиссер Дитер Бернер: Киев чем-то напоминает Америку
skip.at

Как вы выбирали героя для своего фильма?

– Для меня было важно подобрать актера, который был бы юным, но при этом смог сыграть персонаж и в 18, и в 28 лет. Ведь этот удивительный художник творил в период именно от 18 до 28. Это молодой человек, который противостоит своему окружению и пытается создать что-то такое, что выражает его собственное видение и мышление. Это фильм про молодого гения.

Да, интересно, что в вашем фильме Густав Климт становится второстепенным героем, а не всего лишь фон а художником, которого знают во всем мире.

– Очень многие обращают на это внимание, как и вы. Но мне было важно показать, что про Эгона Шиле в тот период времени, когда он жил, еще не все знали. Я хотел, чтобы зритель не сразу увидел в этом парне гения.

В то время он был обычным симпатичным парнем и очень мало людей распознали в нем талант. И еще важно, что его интересовала сексуальность с самого начала, он был бабником.

Кстати, когда ему было 16 лет, он отправился в город Триест (Италия) со своей 12-летней сестрой. Они жили в отельном номере, где когда-то провели медовый месяц их родители. Это странно, но они какое-то время пробыли там и по сей день никому не известно, чем занимались Эгон с сестрой в том номере, но женские тела его интересовали с юных лет...

Главная идея сценариста моей жены Хельдебраге было показать, как смерть отца от сифилиса повлияла тогда на 15-летнего Шиле.

Вы смотрели фильм про Эгона Шиле с Джейн Биркин 1980 года. Как бы вы сравнили его с вашей картиной?

– Разница в том, что мой фильм максимально реалистичен. Я как можно больше пытаюсь рассказать о реальных событиях из жизни художника.

А фильм с Биркин в тот период был очень смелым, его даже называли легким порно. В картине сняты много красивых женщин, все из них были модельной внешности. Но фильм не совсем правдиво показывает историю. В нем рассказывается, что главной любовь Шиле была его супруга Эдит, но это не так.

Это были очень сложные отношения, они женились только потому, что у Эдит был выше социальный статус. А ему в во время начала Первой мировой войны так было проще получить военный статус. Поэтому он попрощался с Валли и женился на Эдит. Но все же главной любовью для него всегда была Валли, модель и его натурщица.

Порно и искусство – эта тема обсуждается в вашем фильме. Как вы считаете, существует грань между порнографией и искусством?

– Порнография – это в большинстве случаев ложь или сказка, она создана для того, чтобы возбуждать. Но для Шиле тогда обнаженное тело стало возможностью показать внутренний мир человека.

Например, он всегда на своих картинах изображал интимное место девушек красной точкой, но при этом вторым акцентом на его картинах были глаза. Так он хотел показать напряжение, насколько эротика опасна. Этот магнетизм и эротизм...

В романе моей супруги Хельде Бергер (по  ее книге сняли фильм) очень ярко описывается момент, когда Шиле остается в отеле со своей сестрой и у нее первый раз начинаются менструации. И это очень страшный момент для них обеих. Это стало переломным моментом в формировании отношения Шиле к женскому полу.

Для Шиле женское тело – это что-то такое, что живет своей жизнью. И в то же время есть эти глаза –попытка понять мир и себя в этом мире. В этот период как раз Фрейд писал свои творения. То есть это была целая философия того времени.

Австрийский режиссер Дитер Бернер: Киев чем-то напоминает Америку
Австрийский режиссер Дитер Бернер: Киев чем-то напоминает Америку
Артхаус Трафік

Что повлияло на формирование вас как актера и режиссера?

– Я был в движении 1960-тых, я был студентом-революционером, который выступал против студенчества и школ. И при этом я был хиппи... Между нашим молодым поколением и родителями была большая пропасть. Потому что они в большей части были нацистами, а мы мечтали о том, чтобы построить новый свободный мир.

Мы искали свои способы жизни, жили в коммунах, исследовали свою сексуальность, у нас была свобода отношений.

Сначала я работал в большом театре в Вене, но потом ушел оттуда и мы с другом решили создать свой маленький театр, чтобы быть более свободными в действиях. Мы очень много пробовали, как потом выяснилось, многое мы делали неправильно. Но я очень благодарен этому опыту и совсем не жалею. И в истории Шиле я нашел параллели со своим собственным развитием.

Это был конец монархии и все понимали, что жизнь не может продолжаться так, как она есть. Молодое поколение пыталось найти что-то новое. В тот период в Вене произошло очень много важных вещей. Фрейд, Шницлер, это было время, когда культура развивалась.

Ларс фон Триер сказал, что “фильм должен волновать зрителя, как камешек в ботинке“. Вы согласны с этим или у вас есть свое видение?

– Я согласен с этим выражением, но есть что-то большее. Любое драматическое действие или театр – это всегда опыт для зрителя. Зритель смотрит на персонажи на сцене или экране и сравнивает их с собой. Он чувствует также, он переживает этот кусок жизни со своим героем.

Многие мне задают вопрос, “почему я не показал в фильме о Шиле больше его картин“. На что я отвечаю, что мой фильм – не выставка. Я хотел показать через одну картину Смерть и девушка, как жизнь становится искусством. Для меня эта картина является наиболее очевидным воплощением жизненных метаний. Когда вы смотрите на картину, вы что-то ощущаете. И я считаю, что вы что-то ощущаете, потому что, когда он рисовал ее, то делал это с определенными чувствами. Это была самая большая катастрофа в его жизни, когда он был вынужден оставить Валли. Поэтому картина стала самой популярной. Потому что картина наиболее выстраданная, ведь это его боль.

Каждый раз я хочу создать фильм, который будет что-то делать с аудиторией, влиять на нее. Когда вы смотрите комедию, то вы выходите счастливым и веселым. Когда смотрите трагедию, то она отдает определенную энергию. И этой энергии может быть достаточно, чтобы изменить что-то в своей жизни.

Австрийский режиссер Дитер Бернер: Киев чем-то напоминает Америку
Австрийский режиссер Дитер Бернер: Киев чем-то напоминает Америку
coolxup9ba.ga

Вы смотрели украинские фильмы?

– Последний фильм, который я посмотрел, был Больные-сука-люди Юрия Речинського. Очень хороший фильм.

Кстати, когда я был юным, то состоял в киноклубе. Наверное, директор этого киноклуба был коммунист, потому что мы смотрели много фильмов из восточных стран. Например, я формировался под влиянием фильмов Эйзенштейна и Тарковского. 

Назовите пять любимых фильмов.

Дорога Феллини, Андрей Рублев Тарковского, Жюль и Джим Трюффо, Новая волна Годара. Из последнего мне очень понравился Манчестер у моря.

Беседовала Юлия Мясоедова

Смотри трейлер к Неделе австрийского кино 2017:

%video619248%

Напомним, также в программу Недели австрийского кино 2017, которая пройдет до 23 апреля в Киеве, вошли драмы Стефан Цвейг: Прощай, Европа Марии Шрадер и Мечтатели Рут Бекерманн, документальная работа Ульриха Зайдля Сафари и подборка лучших фильмов с фестиваля мультимедийных искусств Ars Electronica.