Долгое время психологи и психиатры всего мира уделяли главное внимание изучению негативных чувств и эмоций – страхов, тревожных состояний и так далее. Но с недавних пор они заинтересовались и позитивными ощущениями. Что вполне понятно: ведь счастливые люди болеют меньше, живут дольше и успеха в жизни добиваются чаще. Правда, тут трудно однозначно сказать, что первично, а что вторично: может быть, здоровье и преуспевание – не следствие счастья, а его причина? Как бы то ни было, ученые все чаще обращаются к этой теме.

Специалисты из Свободного университета в Берлине, в частности профессор психологии Михаэль Айд с командой коллег, на трех сотнях добровольцев провели исследование с целью выяснить, какие факторы оказывают положительное, а какие – отрицательное воздействие на субъективное самоощущение человека. Ведь насколько человек чувствует себя счастливым, в значительной мере определяется наследственностью.
 
Ученые регулярно звонили испытуемым на мобильный телефон и подробно расспрашивали их об их самочувствии, самоощущении и эмоция, чтобы определить среднестатистическое самочувствие, свойственное данному индивидууму и отследить колебания его настроения. Нужно отметить, что до сих пор психологи исходили из того, что каждому индивидууму присуще некоторое свойственное ему от природы настроение, к которому он всегда возвращается после не слишком продолжительных отклонений в ту или иную сторону. Результаты исследования показали, что ощущение счастья и благополучия, вызванное какими-то особенно радостными событиями, действительно довольно быстро сменяется обычным для данного человека настроением. Но если речь идет о событиях, надолго снижающих качество жизни индивидуума, то дело обстоит иначе. 
 
Майке Луман, коллега профессора Михаэля Айда, говорит: "Если кто-то становится инвалидом, то первая, самая непосредственная реакция на это событие, естественно, негативная, и настроение резко ухудшается. Но по прошествии нескольких лет настроение постепенно меняется к лучшему. И это – несмотря на то, что объективно у этих людей, ставших инвалидами, дела в среднем обстоят всё-таки хуже, чем у людей, не имеющих инвалидности, и хуже, чем у них самих же до того, как они стали инвалидами".
 
Это обстоятельство и побудило берлинских ученых заняться исследованием вопроса о том, как человек справляется с повторяющимися неприятностями. Привыкает ли он к ним, если в промежутках дело снова налаживается? Нет, как оказалось, все наоборот.
 
Особенно наглядно это проявилось в ситуации многократно повторяющейся потери работы, если в промежутках ненадолго удавалось найти временную работу. Майке Луман поясняет: "Это означает, что при первой безработице ощущение благополучия резко падает; если человек находит работу, это ощущение возвращается, но не достигает прежнего уровня, то есть здесь имеет место долгосрочное ухудшение настроения. Если затем человек опять теряет работу, его самоощущение опять ухудшается, причем более значительно, чем в первый раз, а если он потом снова находит себе рабочее место, настроение снова поднимается, но опять не достигает предыдущего уровня. То же самое повторяется и в третий раз. То есть ощущение благополучия перманентно ослабевает: с каждым разом, теряя работу, человек чувствует себя все несчастнее".
 
Поскольку подъем настроения, вызванный положительными переживаниями, в принципе менее продолжителен, чем спад настроения из-за отрицательных переживаний, человеку, чтобы сохранять эмоциональное равновесие, нужно испытывать больше позитивных импульсов. Возможно, поэтому люди, часто неосознанно, улучшают свое настроение за счет обмена положительными эмоциями в рамках социальных контактов.
 
Примером может служить чувство благодарности. Профессор Айд говорит: "Культивировать чувство благодарности - это чрезвычайно эффективная стратегия, позволяющая не только долгосрочно поддерживать чувство внутреннего удовлетворения, но и делать ощущение благополучия более интенсивным".